Методы ремонта, восстановления валов
Перед началом ремонтных работ на токарном станке восстанавливаются центровые отверстия. Если скрученность детали превышает допустимые значения, она выбраковывается. Выбраковка осуществляется, если имеется выкрашивание или отколы.
Валы и оси выходят из строя при отсутствии или недостатке смазочно-охлаждающей жидкости, повышенной или несбалансированной нагрузке, неправильном направлении вращения или заклинивании подшипников.
Устранение выработки осуществляется наплавкой высокопрочных сплавов (карбидных, никелевых). Затем выполняется рихтовка, деталь шлифуется и полируется, таким способом можно убрать выбоины и другие следы износа.
При восстановлении посадочных мест применяется наплавка различных сплавов. Если дополнительно нужно добавить покрытию твердость, используются карбидные сплавы с ванадием или вольфрамом, позволяющие получить твердость 90 HRC.
Если необходимо восстановить вал, имеющий неглубокие царапины, можно использовать нержавеющие сплавы.
Для исправления прогиба вала или оси применяется холодная и горячая правка. Небольшие детали, диаметр которых не превышает 6 - 8 см правятся холодным способом под прессом, или с помощью винтовых скоб. Для более массивных конструкций используется горячий способ, позволяющий снять внутренние напряжения. Если требуется восстановить вал с большим прогибом, до 2 - 4 мм на погонный метр, используется локальный наклеп. Незначительные прогибы устраняются шлифованием.
Посадочные шейки валов восстанавливаются различными способами в зависимости от их конструктивных особенностей. Операции, применяющиеся наиболее часто: наращивание наплавкой; пластическое деформирование; обтачивание на размер, соответствующий ремонтному. Восстановление валов наплавкой в области посадочных шеек чаще делают по винтовой линии. После наплавки деталь очищается, правится и обрабатывается термически, затем обтачивается под номинальный размер.
Шлицевую часть ремонтируют помощью наплавки крест-накрест, так можно уменьшить деформацию.
Иногда изношенную часть полностью отрезают, заменяя заготовкой с большим диаметром, затем обтачивают. Любой способ восстановления шлиц требует заключительной механической обработки.
Способ ремонта и восстановления выбирают специалисты. Учитываются:
- особенности материала, из которого изготовлен элемент машины;
- обязательные виды работ, такие как восстановление геометрии, упрочнение, нанесение на поверхность состава, защищающего от коррозии;
- степень износа.
На нашем производстве установлено высокотехнологичное оборудование и станки, на которых можно заново изготовить детали, если они не подлежат восстановлению и ремонту.
При большой степени износа целесообразно изготовить новые элементы с теми же характеристиками.