Технология балансировки маховика
Три вида дисбаланса маховика
Принято различать:- Статический, при котором ось вращения и ось двигателя смещаются друг относительно друга, из-за чего появляются вибрации.
- Моментный. Возникает, когда на краях двухмассового маховика появляются дополнительные массы. Если они уравновешены (так чаще всего и бывает), в статике они могут никак себя не проявлять. Однако во время вращения такой дисбаланс приводит к появлению сильной вибрации.
- Динамический. Появляется, когда статический и моментный дисбаланс накладываются друг на друга.
Причины появления дисбаланса
- Причина может возникнуть еще в процессе производства кривошипно-шатунного механизма, как результат неточностей в технологическом процессе;
- неоднородность материала, из которого изготовлен двухмассовый маховик;
- нарушения в центрировании соединенных элементов;
- слишком большие зазоры между элементами и нарушение соосности во время крепления; деформирование и нарушение геометрии валов в результате повреждений.
Балансировка маховика, последовательность работ
Статическая балансировка считается несложной операцией. Маховик снимается с агрегата, в котором он установлен, и свободно вывешивается. При этом деталь принимает такое положение, когда наиболее тяжелый участок располагается в нижней точке.
Нужно расположить деталь в опорах так, чтобы она могла свободно в них вращаться. Опорами могут служить даже стандартные уголки, или тиски, в которых зажимается вал вместе с подшипниками, на которых крепится маховик, проворачивающийся под собственным весом.
Остается только выполнить проточку и шлифовку. То есть, убрать излишки материала в этом месте.
Узел может отбалансироваться и другим способом. С противоположной стороны устанавливается дополнительный груз таким образом, чтобы выровнять распределение масс. Но такой вид балансировки встречается реже, чаще выполняется именно проточка.
Устранение динамического дисбаланса
Для динамической балансировки требуется высокотехнологичное оборудование — балансировочные станки и стенды. В процессе производятся многочисленные измерения, корректировка и регулирование с задействованием сопряженных элементов. В основу любой конструкции станка входят две жесткие опоры с подвеской и подшипниками для поддержки монтажной платформы. Маховик закрепляется на платформе.
При динамической балансировке нужно его вращать, последовательно находить более «тяжелые» участки, и выполнять коррекцию.
Для каждой методики балансировки требуется отдельный станок, но в любом случае маховик устанавливается так, чтобы ось вращения совпадала с осью вращения всего узла, где он расположен.
Дисбаланс одного вращающегося узла приводит к вибрации всего агрегата и вызывает износ узлов подшипников, и шпинделей. Иногда вибрация приводит к возникновению резонанса и частичному или даже полному разрушению механизма.
Слишком сильные колебания могут передаться на сопряженные и смежные системы и нарушить их правильное функционирование.
Качественная балансировка увеличивает ресурс узла не менее, чем на четверть, и снижает шум.
Посмотреть фото балансировки маховика.
Посмотреть фото балансировки маховика с коленвалом от трактора.
Наша компания занимается балансировкой маховиков и сопряженных с ним деталей и узлов в Санкт-Петербурге уже на протяжении восьми лет. Разнообразные высокотехнологичные станки и стенды, внесенные в Госреестр СИ, позволяют выполнить любые виды балансировки деталей для промышленных машин и механизмов.
Подробнее